Агафонов и Партнеры

Яндекс.Метрика

О сроке давности привлечения к ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ

В КоАП РФ есть такая статья 4.5. (Давность привлечения к административной ответственности) в которой определены сроки давности привлечения лица к административной ответственности в зависимости от вида такого правонарушения.

В частности в этой статье сказано:

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации”.

Либо за отдельные правонарушения, например, в сфере градостроительной деятельности – по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

И вроде бы все понятно, но на практике зачастую возникают проблемы.

Например, когда какой-то контролирующий орган привлекает юридическое лицо за нарушения законодательства о техническом регулировании или градостроительной деятельности и выдает предписание об исправлении таких нарушений.

А юридическое лицо по тем или иным причинам не исполняет такое предписание. И тут возникает вопрос, какой будет срок давности привлечения лица к административной ответственности за невыполнение предписания (ст. 19.5 КоАП РФ) три месяца или год?

Другими словами, тут ответственность специальная или общая, как за невыполнение предписания вообще (вне зависимости от органа и сферы его работы – градостроительство и т.п.).

К счастью на этот вопрос уже ответил Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 26.03.2019 N 823-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества “Любинский молочноконсервный комбинат” на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 4.5 и частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”, где в частности указал, что:

Соответственно, привлечение к административной ответственности предполагается именно за само по себе формальное невыполнение предписания публичного органа, которое не может зависеть – в том числе применительно к срокам давности – от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.

Таким образом, федеральный законодатель разграничил два указанных самостоятельных состава административных правонарушений, что позволяет с определенностью установить применимый в каждом конкретном случае срок давности привлечения к административной ответственности”.

Следовательно, Конституционный Суд РФ разграничил специальную ответственность и общую за невыполнение предписаний госоргана. А потому и сроки давности будут разные (общий и специальный).

За административные правонарушения по специальным нормам – специальные сроки давности, а за невыполнение предписаний госоргана – общий срок давности – три месяца (даже если предписание выдано в какой-то специальной области).

Указанную позицию Конституционного Суда РФ уже успел применить и Верховный Суд РФ.

Так, рассмотрев кассационную жалобу ООО “Сахалинская механизированная колонна N 68” на решение Арбитражного суда Сахалинской области от 23.11.2018 по делу N А59-5844/2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2019 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.05.2019 по тому же делу Верховный Суд РФ установил, что общество нарушило законодательство в сфере градостроительной деятельности и ему было выдано предписание об устранении таких нарушений.

Общество предписание не выполнило и было привлечено за это к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Все суды оставили такой штраф в силе, но когда дело дошло до Верховного Суда РФ, последний с нижестоящими судами не согласился и в своем Определении от 12.11.2019 N 303-ЭС19-11369 указал следующее:

Рассматривая настоящий спор, признав доказанным факт неисполнения обществом в установленный срок пункта 9 законного предписания административного органа, исключив из события вменяемого правонарушения неисполнение пункта 10 указанного предписания, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, и привлекли общество к указанной административной ответственности, с учетом того, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение вменяемого правонарушения в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год, так как имеет место нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Между тем, после вынесения решения Арбитражного суда Сахалинской области от 23.11.2018 и постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2019, было принято Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2019 N 823-О, с учетом которого срок давности привлечения к ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ составляет три месяца”.

В итоге судебные акты нижестоящих судов были отменены.

Таким образом, говоря о сроке давности привлечения к административной ответственности за невыполнение предписания (ст. 19.5 КоАП РФ) следует помнить, что срок давности привлечения к такой ответственности составляет  – три месяца.

Спасибо, что прочитали мою статью, надеюсь, она показалась Вам полезной.

Также вы можете ознакомиться со статьей о том, когда штраф могут заменить предупреждением.

Управляющий партнер

Юридического бюро “Агафонов и партнеры”

Агафонов С.В.

Закрыть меню
Яндекс.Метрика