Агафонов и Партнеры

Яндекс.Метрика

Что такое перераспределение земель?

В соответствии со ст. 11.2 ЗК РФ существует несколько способов образования  новых земельных участков, а именно:

1) раздел земельного участка (один делится на несколько);

2) выдел одного или наоборот объединение нескольких земельных участков;

3) перераспределение земельных участков.

В настоящей статье речь пойдет о таком виде образования земельного участка, как перераспределение земель.

Перераспределению земель в ЗК РФ посвящена отдельная статья 11.7., которая так и называется: “Перераспределение земельных участков”.

Согласно указанной статье:

1. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.

При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок/

2. При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков”.

Другими словами, земельные участки могут быть перераспределены между собственниками.

Более подробно вопрос перераспределения государственных (муниципальных) земель между собой, и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности регулируется отдельной главой V.4 ЗК РФ.

Очевидно, что наибольший интерес представляет порядок перераспределения земель, находящихся в государственной (муниципальной) и частной собственности, потому что это:

Во-первых, позволяет решить реальные проблемы с использованием земельного участка.

Например, необходимость в таком перераспределении возникает когда:

– изломана линия границы земельного участка;

– имеется вклинивание смежных участков;

– требуется подвод коммуникаций к участку;

– неудобный подход или подъезд к земельному участку;

– возведенный  дом выходит за предельно допустимые границы от забора и др.

Следовательно, перераспределение создано для удобства собственников, чтобы исключить дополнительную волокиту с документами.

Во-вторых, это реальный способ получить гражданину государственную (муниципальную) землю без торгов, т.к. собственник земельного участка может путем перераспределения земельных участков осуществить прирезку земельного участка за счет смежных земель и увеличить свою площадь.

Но злоупотреблять этим не рекомендуется, ведь институт перераспределения придумали для другого, а увеличение площади земельного участка является лишь побочным следствием, но не целью перераспределения.

Иное же толкование положений ЗК РФ о перераспределении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, обесценивает требования ЗК РФ о предоставлении земельных участков на торгах.

Так каков же порядок перераспределения земель находящихся в государственной (муниципальной) и частной собственности?

Согласно ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель допускается в следующих случаях:

1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

3) перераспределение земель, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 ЗК РФ, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Перераспределение земель осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Далее в ч. 5 ст. 39.28 ЗК РФ закреплено важное правило:

5. Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату…”.

Размер такой платы устанавливается собственником земли, т.е. Правительством РФ, субъектом РФ, либо муниципалитетом.

Порядок заключения вышеуказанного соглашения о перераспределении земель закреплен в ст. 39.29. ЗК РФ и состоит из следующего.

Сначала вы подаете в соответствующий орган заявление о перераспределении земель, где указываете следующие реквизиты:

1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить;

4) реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом;

5) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

К заявлению необходимо  приложить:

1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в ЕГРН;

2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;

3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя;

4) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.

В течение 30 дней после подачи указанного заявления уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:

1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;

2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п. 9 ст. 39.29. ЗК РФ.

Так, уполномоченный орган отказывает  в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) заявление подано в случаях, не предусмотренных ЗК РФ;

2) не представлено в письменной форме согласие лиц, когда участки  обременены правами указанных лиц;

3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, иных лиц.

4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, и участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте;

5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается из земель,  зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, являющегося предметом аукциона;

7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;

8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;

9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ;

10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, не уточнены;

11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 статьи 11.10 ЗК РФ;

12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.

Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.

Если вам утвердили  схему расположения земельного участка или направили согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, то вы обязаны обеспечить  выполнение соответствующих  кадастровых работ в целях кадастрового учета образуемых земельных участков.

Затем вы обращаетесь с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков.

В срок не более чем 30 дней со дня представления в уполномоченный орган кадастрового паспорта земельного участка или земельных участков, образуемых в результате перераспределения, уполномоченный орган направляет подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков заявителю для подписания. Заявитель обязан подписать это соглашение не позднее чем в течение тридцати дней со дня его получения.

На этом процедура перераспределения земель заканчивается.

Таким образом, следует признать, что перераспределение земель вполне эффективный инструмент для решения многих непростых проблем при землепользовании, но использовать его необходимо по назначению  и без злоупотреблений.

Спасибо, что прочитали мою статью, надеюсь, она показалась Вам полезной.

Также Вы можете ознакомиться с предыдущей моей статьей о том, что такое сервитут.

 Управляющий партнер

Юридического бюро “Агафонов и партнеры”

Агафонов С.В.

 

Закрыть меню
Яндекс.Метрика